верхний баннер

четверг, 21 июня 2012 г.

Bikesharing - системы совместного использования велотранспорта

Общественные велосипеды появились в 70-е годы, и с тех пор идея совместного использования велотранспорта (bikesharing) становилась все популярнее. Основная ее суть - в частичной замене "обычного" городского общественного транспорта велосипедами - прежде всего, в ежедневных поездках горожан. Для этого в городе или городском районе создается сеть станций, на каждой из которых можно взять или вернуть велосипед.
Некоторые системы поддерживают возможность их использования туристами, а некоторые - ограничивают такую возможность различными способами (например - рассылая карты, необходимые для использования в системе, почтой на домашний адрес внутри страны - Барселона).

велосипеды системы bikeMi, Милан. фото: cappuccinoexperience.com

Большинство операторов систем совместного использования  велотранспорта  придерживаются следующих принципов:
- Для использования системы необходима регистрация с использованием данных платежной  карты (Visa или MasterCard) - как гарантия возмещения ущерба в случае нарушения правил.
- Регистрация обычно осуществляется на сайте, но часто и терминалы на станциях поддерживают такую возможность
- К регистрации привязывается абонемент - обычно, однодневный или на одну неделю (для местных жителей более актуальны абонементы на месяц или год, также предлагаемые системой)
- Для того, чтобы взять велосипед на станции, необходимо авторизоваться в системе (с ID, выданным вам системой и выбранным вами паролем) и получить код для велосипедного замка (либо велосипед будет разблокирован на 15-30 секунд, в течение которых вы должны забрать его). В большинстве случаев авторизация осуществляется в терминале, которым оборудована станция, но в некоторых нечастых случаях, если станция не оборудована терминалом, нужно позвонить на специальный телефонный номер, который обслуживается автоответчиком, ввести в тональном режиме данные для авторизации, и получить код для велосипедного замка.
- Вернуть велосипед нужно на другой станции, отличной от той, на которой он был взят
- Стоимость повременного проката велосипеда возрастает по мере увеличения его длительности. Первые 20-30 минут обычно бесплатны, часто максимальная длительность проката одного велосипеда (без возврата на станции) ограничена 2-3 часами. Все эти меры стимулируют использование систем bike sharing именно как общественного транспорта, с целью добраться из точки А в точку Б.
- Штрафы применяются в случае порчи или утери велосипеда, слишком позднего возврата или возврата не на станцию системы.

терминал Vélib', Париж. фото: en.wikipedia.org



Ниже приведу информацию о некоторых системах совместного использования  велотранспорта и городах, в которых они действуют.

nextbike (http://www.nextbike.net/)

Система действует во многих городах Германии (включая Берлин, Гамбург, Кёльн, Дюссельдорф и т.д.), а также в Польше (http://www.nextbike.pl/Вроцлав, Познань, Варшава - http://www.veturilo.waw.pl), в Латвии (http://www.balticbike.com/; Рига, Юрмала), в Австрии (http://www.nextbike.at/, множество небольших городов, но не Вена, Зальцбург, Линц или Иннсбрук), Швейцарии (http://www.nextbike.ch/Люцерн), Турции (http://www.nextbike.com.tr/, Конья), на Кипре (http://www.nextbike.com.cy/, Лимассол) и в Новой Зеландии (http://nextbike.co.nz/, Окленд). На сайте можно найти карту станций.
Все станции в Польше оборудованы терминалами, в Латвии необходимо звонить на горячую линию для того, чтобы взять или вернуть велосипед, а в Германии встречаются станции с терминалами и без них.
При регистрации в системе с вашей карты будет снята некоторая сумма (в Германии - 8 евро, в Польше - 1 или 10 злотых), которая затем будет использована для оплаты в системе.
Регистрация (с одним и тем же телефонным номером) может быть использована во всех городах сети nextbike.
Оплата пользования велосипедом происходит с кредитной карты, зарегистрированной в системе.
Тарифы:
в Германии: 1 час - 1 евро, 1 день - 8 евро, 1 неделя - 30 евро
в Польше: до 20 минут - бесплатно, от 20 до 60 минут - 2 злотых, каждый последующий час - 4 злотых (в Варшаве - до 20 минут - бесплатно, от 20 до 60 минут - 1 злотый, второй час - 3 злотых, третий час - 5 злотых, четвертый и все последующие часы - 7 злотых)
в Латвии: 1 час - 0.7 лата, 1 день - 6 латов, 1 неделя - 25 латов

станция nextbike, Вроцлав. фото: maps.google.com

Vélib' (Париж, http://en.velib.paris.fr/)

Приобретайте на сайте или прямо в терминале абонемент (1 день - 1.70 евро, 1 неделя - 8 евро). Для того, чтобы взять велосипед, необходимо, чтобы на платежной карте, к которой привязан ваш абонемент, была сумма в 150 евро - она блокируется в качестве депозита.
Тарифы: первые 30 минут - бесплатно, от 30 до 60 минут - 1 евро, от 60 до 90 минут - 3 евро, каждые последующие 30 минут - 4 евро


станция Vélib', Париж. фото: maps.google.com

bikeMi (Милан, http://www.bikemi.com/)

Стоимость абонемента, приобретаемого на сайте: 1 день - 2.5 евро, 1 неделя - 6 евро.
Тарифы: первые 30 минут - бесплатно, каждые последующие 30 минут до 2 часов - 0.50 евро.

SvD Stockholm City Bikes (Стокгольм, http://www.citybikes.se/en/)

Для пользования системой необходимо приобрести Bike Card (можно приобрести в нескольких киосках в городе и на рецепции достаточно большого количества отелей165 крон/19 евро на три дня)Bike Card позволяет пользоваться велосипедом до 3 часов подряд.

Tel-O-Fun (Тель-Авив, http://www.tel-o-fun.co.il)

Стоимость абонемента, приобретаемого в терминале: 1 день - 14 шекелей (3 евро), 1 день (суббота и праздники) - 20 шекелей (4 евро), 1 неделя - 60 шекелей (12 евро).
Абонемент представляет собой карточку с QR-кодом, которую нужно использовать для авторизации в терминале.
Тарифы: первые 30 минут - бесплатно, до 1 часа - 5 шекелей (1 евро), до 1.5 часов - 10 шекелей (2 евро), до 2.5 часов - 30 шекелей (6 евро), до 3.5 часов - 70 шекелей (14 евро).


станция Tel-O-Fun, Тель-Авив. фото: maps.google.com

В агломерации Гданьск-Сопот-Гдыня планируется создание системы bikesharing'а (Trójmiejski Rower Miejski), но открытие отложено на неопределенный срок в связи с выходом основного инвестора из проекта.

Cyclocity (Вильнюс, http://en.cyclocity.lt)

Проект запущен летом 2013 года. Более 200 велосипедов и 24 точки аренды. Возможны два вида подписки - на сезон (6 месяцев) - 69 LTL (в 2013 году - до 15 октября, 20 LTL) и на три дня - 10 LTL. Длительная подписка может быть записана как на отдельную карту, так и зачислена на универсальную электронную транспортную карту Вильнюса. Кратковременная подписка приобретается с помощью пластиковой карты непосредственно в терминале станции проката.

Велосипеды Cyclocity, фото: cyclocity.com

Тарифы: первые 30 минут - бесплатно, до 1 часа - 1.50 LTL, до 1.5 часов - 5.00 LTL, до 2 часов - 12 LTL.

Полезные ссылки:

карта мира с отмеченными городами, использующими системы распределенного пользования велосипедами
статья Wikipedia

И, напоследок, еще одна рекомендация: не забудьте перед поездкой внимательно изучить (распечатать?) карту станций, либо сохраните координаты нужных станций в карманном GPS-навигаторе.

Комментариев нет:

Отправить комментарий