Стамбул, деловая столица Турции - огромный мегаполис (6.5 миллионов в самом городе и почти 14 - в агломерации "Большого Стамбула"), разделенный на европейскую и азиатскую части проливом Босфор. Связывают два континента Босфорский мост, расположенный севернее центра города, и многочисленные паромные линии, причалы для которых удобно расположены в ключевых местах на побережье.
Прорывом должен стать проект Marmaray (его запуск планируется уже в конце 2013 года) - линия пригородной электрички вдоль побережья Мраморного моря, включая тоннель под Босфором. Частично линия уже функционирует отдельно в европейской и азиатской частях Стамбула. Marmaray вместе с активно развивающейся в последние 20 лет системой метро и скоростного трамвая позволит поднять долю перевозок рельсовым общественным транспортом до 27%, что поставит Стамбул на третье место в мире по этому показателю после Токио и Нью-Йорка.
Около 800 000 пассажиров в сутки перевозит сейчас Metrobus - не очень известная в Европе система BRT (Bus Rapid Transit), около 50 километров маршрута, проходящего по выделенным полосам посреди автострады O-1 (в том числе и по Босфорскому мосту). Система, фактически, функционирует в режиме метро, с интервалами между рейсами в час пик, сокращающимися до 14 секунд.
Об этих и других видах транспорта, а также о нюансах их использования и будет рассказано в этой статье.
И еще немного справочной информации: чтобы лучше ориентироваться в Стамбуле, запомните названия некоторых районов в его центральной части.
Европейская часть:
Fatih (Фатих) - исторический центр Стамбула; полуостров, ограниченный стенами Константинополя.
Zeytinburnu (Зейтинбурну) - к западу от Фатиха по побережью Мраморного моря
Азиатская часть:
Üsküdar (Ускюдар) - северная часть "азиатского центра"
Kadıköy (Кадыкёй) - южная часть "азиатского центра"
Adalar (Адалар, Принцевы острова): острова в Мраморном море недалеко от Стамбула (ближе к азиатской части), популярное место отдыха горожан.
По состоянию на 26 марта 2013 года, 1 турецкая лира (международный код - TRY, внутреннее обозначение - TL) - около 17 рублей, 1 евро - примерно 2.35 лиры, 1 доллар США - 1.82 лиры.
Метро
M1
Первая линия стамбульского метро, открытая в 1989 году. Соединяет центр города (станция Aksaray) с главным автовокзалом (станция Otogar) и аэропортом имени Ататюрка (станция Havalimani). Уже в 2013 году планируется открыть расширение линии от станции Aksaray до Yenikapı, где можно будет осуществить пересадку на линии M2 и Marmaray.
Поезда на линии имеют два маршрута: M1A (до аэропорта) и M1B (сейчас - до станции Esenler, а вскоре поезда пойдут до Kirazlı, нынешнейй конечной станции линии M3).
M2
Начинается в районе северной станции фуникулера Tünel (станция Şişhane - на северном берегу Золотого рога) и идет далеко на север через площадь Таксим. От станции Sanayi Mahallesi до спортивно-концертного комплекса Türk Telekom Arena (TT Arena) проложена специальная ветка метро, по которой осуществляются челночные перевозки.
Строится также южное продолжение линии, до станции Yenikapı, где будет пересадочный узел с линиями M1 и Marmaray.
M3
Линия запущена в 2012 году, связывает северо-восточные пригороды (где располагается новый Олимпийский стадион имени Ататюрка - самый большой стадион Турции) с центром города (ближайшая к центру станция Kirazlı располагается недалеко от конечной остановки трамвая T1). В ближайшем будущем планируется также открыть расширение ответвления линии M1 - M1B до станции Kirazlı.
M4
Линия открыта в 2012 году и соединяет морской терминал Kadıköy (и находящуюся рядом железнодорожную станцию Haydarpaşa с районом Kartal. Идет под автомагистралью D-100 на расстоянии 1-2 километров от берега Мраморного моря.
В настоящее время строятся две линии метро:
M5 - в азиатской части, в Ускюдаре - от Босфора на восток.
MM (Mini-Metro) - на севере европейской части, линия соединит станцию M2 Levent и берег Босфора.
Трамвай
T1
Линия современного трамвая начинается на востоке города, проходит через станцию метро Aksaray (с которой начинается линия метро M1), пересекает Фатих с востока на запад, затем поднимается к северу через мост Галата, идет вдоль берега Босфора и завершается на станции
Kabataş.
Прорывом должен стать проект Marmaray (его запуск планируется уже в конце 2013 года) - линия пригородной электрички вдоль побережья Мраморного моря, включая тоннель под Босфором. Частично линия уже функционирует отдельно в европейской и азиатской частях Стамбула. Marmaray вместе с активно развивающейся в последние 20 лет системой метро и скоростного трамвая позволит поднять долю перевозок рельсовым общественным транспортом до 27%, что поставит Стамбул на третье место в мире по этому показателю после Токио и Нью-Йорка.
Около 800 000 пассажиров в сутки перевозит сейчас Metrobus - не очень известная в Европе система BRT (Bus Rapid Transit), около 50 километров маршрута, проходящего по выделенным полосам посреди автострады O-1 (в том числе и по Босфорскому мосту). Система, фактически, функционирует в режиме метро, с интервалами между рейсами в час пик, сокращающимися до 14 секунд.
Об этих и других видах транспорта, а также о нюансах их использования и будет рассказано в этой статье.
Фото: richard-seaman.com
И еще немного справочной информации: чтобы лучше ориентироваться в Стамбуле, запомните названия некоторых районов в его центральной части.
Европейская часть:
Fatih (Фатих) - исторический центр Стамбула; полуостров, ограниченный стенами Константинополя.
- Eminönü (Эминёню) - восточная часть полуострова, центральная часть Константинополя :)
- Aksaray (Аксарай) - торговый район к западу от Эминёню
- Yenikapı (Еникапы) - южная, портовая часть Фатиха. В будущем здесь будет создан крупный пересадочный узел между ветками M1 и M2 метро, а также линией Marmaray.
- Karaköy (Каракёй, бывшая Галата) - южная часть Бейоглу, непосредственно примыкающая к Галатскому мосту
- Kabataş (Кабаташ) - район севернее Каракёя по берегу Босфора
Zeytinburnu (Зейтинбурну) - к западу от Фатиха по побережью Мраморного моря
Фото: onlytour.ru
Азиатская часть:
Üsküdar (Ускюдар) - северная часть "азиатского центра"
Kadıköy (Кадыкёй) - южная часть "азиатского центра"
Adalar (Адалар, Принцевы острова): острова в Мраморном море недалеко от Стамбула (ближе к азиатской части), популярное место отдыха горожан.
По состоянию на 26 марта 2013 года, 1 турецкая лира (международный код - TRY, внутреннее обозначение - TL) - около 17 рублей, 1 евро - примерно 2.35 лиры, 1 доллар США - 1.82 лиры.
Метро
Схема линий метро, istanbul-ulasim.com.tr
M1
Первая линия стамбульского метро, открытая в 1989 году. Соединяет центр города (станция Aksaray) с главным автовокзалом (станция Otogar) и аэропортом имени Ататюрка (станция Havalimani). Уже в 2013 году планируется открыть расширение линии от станции Aksaray до Yenikapı, где можно будет осуществить пересадку на линии M2 и Marmaray.
Поезда на линии имеют два маршрута: M1A (до аэропорта) и M1B (сейчас - до станции Esenler, а вскоре поезда пойдут до Kirazlı, нынешнейй конечной станции линии M3).
Станция Zeytinburnu на линии M1, фото: panoramio.com
M2
Начинается в районе северной станции фуникулера Tünel (станция Şişhane - на северном берегу Золотого рога) и идет далеко на север через площадь Таксим. От станции Sanayi Mahallesi до спортивно-концертного комплекса Türk Telekom Arena (TT Arena) проложена специальная ветка метро, по которой осуществляются челночные перевозки.
Строится также южное продолжение линии, до станции Yenikapı, где будет пересадочный узел с линиями M1 и Marmaray.
M3
Линия запущена в 2012 году, связывает северо-восточные пригороды (где располагается новый Олимпийский стадион имени Ататюрка - самый большой стадион Турции) с центром города (ближайшая к центру станция Kirazlı располагается недалеко от конечной остановки трамвая T1). В ближайшем будущем планируется также открыть расширение ответвления линии M1 - M1B до станции Kirazlı.
M4
Линия открыта в 2012 году и соединяет морской терминал Kadıköy (и находящуюся рядом железнодорожную станцию Haydarpaşa с районом Kartal. Идет под автомагистралью D-100 на расстоянии 1-2 километров от берега Мраморного моря.
В настоящее время строятся две линии метро:
M5 - в азиатской части, в Ускюдаре - от Босфора на восток.
MM (Mini-Metro) - на севере европейской части, линия соединит станцию M2 Levent и берег Босфора.
Трамвай
Схема линий трамвая, istanbul-ulasim.com.tr
T1
Линия современного трамвая начинается на востоке города, проходит через станцию метро Aksaray (с которой начинается линия метро M1), пересекает Фатих с востока на запад, затем поднимается к северу через мост Галата, идет вдоль берега Босфора и завершается на станции
Kabataş.
Трамвай T1, фото: flickr.com
T3/20 (Kadıköy - Moda)
Кольцевая линия исторического трамвая в азиатской части, рядом с паромным терминалом и станцией метро Kadıköy. Каждые 10-15 минут с 07:00 до 21:00 в рабочие дни, с 08:30 до 21:00 в субботу и с 10:00 до 20:00 в воскресенье.
Кольцевая линия исторического трамвая в азиатской части, рядом с паромным терминалом и станцией метро Kadıköy. Каждые 10-15 минут с 07:00 до 21:00 в рабочие дни, с 08:30 до 21:00 в субботу и с 10:00 до 20:00 в воскресенье.
T4
Линия легкого метро (частично пролегающая под землей) от станции Topkapı в западной границе района Фатих (пересадочная станция с трамваем T1) идет далеко на север.
Линия легкого метро (частично пролегающая под землей) от станции Topkapı в западной границе района Фатих (пересадочная станция с трамваем T1) идет далеко на север.
T5 (Taksim-Tünel)
Эта линия исторического трамвая связывает северную станцию фуникулера Tünel с площадью Taksim, проходя по знаменитой улице Istiklal.
Фуникулеры
F1 (Kabataş - Taksim)
Современный подземный фуникулер курсирует каждые 5-10 минут с 06:15 до 00:00 от площади Taksim до паромного терминала Kabataş на берегу Босфора.
Tünel
Одна из старейших (вторая после Лондона) подземных линий в мире соединяет северный берег залива Золотой Рог (у Галатского моста) со станцией метро линии M2 и остановкой исторического трамвая T5.
400-метровая канатная дорога в северной части залива Золотой Рог. Каждые 10 минут с 08:00 до 22:00.
TLF2 (Maçka - Taşkışla)
350-метровая канатная дорога в парке Maçka района Бейоглу. Каждые 10 минут с 08:00 до 19:00.
В час пик этот вид транспорта может оказаться быстрее автобусов, особенно - при пересечении Босфора.
Перевозки между городскими терминалами осуществляют две компании: İstanbul Deniz Otobüsleri A.Ş. (IDO, сайт, расписания) и Şehir Hatları (сайт, расписания).
С введением в эксплуатацию подводного туннеля под Босфором проекта Marmaray водные перевозки в Стамбуле, конечно, претерпят большие изменения, поэтому у вас остается не так много времени, чтобы в полной мере познакомиться с этой уникальной стамбульской особенностью.
Маршруты IDO:
Harem-Sirkeci (1.95 TL, 1-я пересадка - 1.40 TL, 2-я пересадка - 1.30 TL, 3-5-я пересадка - 1.20 TL / 3.00 TL по жетону), Bostancı-Kadıköy-Yenikapı-Bakırköy (5.20 TL / 7.50 TL по жетону), Bostancı-Kabataş (5.20 TL / 7.50 TL по жетону), Kabataş-Kınalıada-Burgazada-Heybeliada-Büyükada (Принцевы острова/Adalar, 7.10 TL / 9.50 TL по жетону), Bostancı-Büyükada-Heybeliada-Burgazada-Kınalıada (Принцевы острова/Adalar, 4.25 TL / 5.50 TL по жетону)
Маршруты Şehir Hatları:
Kadıköy-Eminönü, Karaköy-Haydarpaşa-Kadıköy, Eminönü-Üsküdar, Beşiktaş-Kadıköy, Beşiktaş-Üsküdar, Kadıköy-Kabataş, Üsküdar-Karaköy-Eminönü-Kasımpaşa-Hasköy-Ayvansaray-Sütlüce-Eyüp.
Все вышеперечисленные линии: 1.95 TL (1-я пересадка - 1.40 TL, 2-я пересадка - 1.30 TL, 3-5-я пересадка - 1.20 TL) / 3.00 TL по жетону
На Принцевы острова (Adalar): Kabataş-Kadıköy-Kınalıada-Burgazadaa-Heybeliada-Büyükada, Bostancı-Büyükada-Heybeliada-Burgazada-Kınalıada. Обе линии - 3.50 (пересадка - 2.50 TL) / 5.00 TL по жетону
Тарифная система
См. страницу с актуальными тарифами на сайте городского оператора.
Первейшая рекомендация: прежде всего купите электронную карту Istanbulkart (теперь ее можно купить и в аэропортах Стамбула), это значительно облегчит и удешевит использование общественного транспорта в Стамбуле.
Итак, основным способом оплаты городского транспорта в Стамбуле является Istanbulkart - бесконтактная электронная карта, с помощью которой можно оплатить проезд в метро, трамвае (в том числе и историческом), пригородной электричке, фуникулере, на канатной дороге и пароме. Нельзя заплатить с помощью этой карты только в минибусах и долмушах.
Предшественником Istanbulkart был Akbil - брелок вроде тех, которые в России используются в качестве ключей от подъезда. В настоящее время Akbil можно применять для оплаты проезда, но приобрести его уже нельзя - во всех пунктах продажи билетов можно купить только Istanbulkart.
Альтернатива Istanbulkart - более дорогой жетон, которым можно заплатить для проезда в метро, трамвае, пригородном поезде, фуникулере или на пароме (то есть, там, где для входа на остановку нужно пройти через турникет). Как уже писалось выше, в минибусах и долмушах оплата производится только наличными.
В обычных городских автобусах можно платить только с помощью Istanbulkart (или Akbil). Если у вас нет электронной карты, вы можете попросить других пассажиров заплатить за вас и отдать им стоимость проезда наличными.
Istanbulkart можно приобрести в многочисленных автоматах и киосках (ищите их по надписям I.E.T.T., Akbil, Istanbulkart) по всему городу. Стоимость карты - 6 TL, это - депозит, и он возвращается при возврате карты (которую можно осуществить в киоске). Пополнить карту любым количеством денежных средств (до 150 TL) можно все в тех же автоматах и киосках
Оплата проезда осуществляется с помощью карты (нужно поднести ее к устройству-валидатору) при входе в транспортное средство через переднюю дверь или при проходе через турникет на станции.
Основной тариф на одну поездку - 1.95 TL (соответствующий жетон стоит 3.00 TL), но помимо цены у Istanbulkart (и Akbil) есть еще одно преимущество: в течение 2 часов с момента первой валидации вы можете осуществлять пересадки по более низкой стоимости:
1-я пересадка: 1.25 TL
2-я пересадка: 1.00 TL
с 3-ей по 5-ю пересадку: 0.75 TL
Пользоваться этой выгодой при пересадке может только один человек, повторная оплата одной и той же картой в одном транспортном средстве приведет к списанию стоимости полного билета - 1.95 TL.
Существуют также электронные билеты на ограниченное количество поездок:
1 поездка (BİRGeç): 4.00 TL
2 поездки (İKİGeç): 7.00 TL
3 поездки (ÜÇGeç): 10.00 TL
5 поездок (BEŞGeç): 15.00 TL
10 поездок (ONGeç): 28.00 TL
На некоторых маршрутах автобусов (в основном - в экспрессах) применяется специальный тариф - два билета, то есть 3.90 TL.
В системе скоростного автобусного транзита Metrobus применяется более гибкая тарифная сетка:
1-3 остановки: 1.60 TL
4-9 остановок: 2.40 TL
10-15 остановок: 2.50 TL
16-21 остановок: 2.60 TL
22-27 остановок: 2.70 TL
28-33 остановок: 2.80 TL
34-39 остановок: 2.90 TL
больше 40 остановок: 2.95 TL
Нельзя получить пересадочный тариф на Metrobus, но он действует на других видах транспорта после использования Metrobus
В период с 00:00 до 06:00 в Metrobus действует тариф 2.95 TL вне зависимости от числа остановок.
Как уже писалось в разделе о водном транспорте, тарифы на перевозку им зависят от маршрута, но на большинстве линий действует стандартный тариф - 1.95 TL по Istanbulkart и 3.00 по жетону.
Трансфер в аэропорт
Международный аэропорт имени Ататюрка (Atatürk Uluslararası Havaalanı)
Карту Istanbulkart можно купить в автомате на станции метро в аэропорту.
До аэропорта проложена линия метро M1 (другая конечная станция - Aksaray в центре европейской части Стамбула).
Еще один способ добраться до центра - автобус-экспресс 96T (Atatürk Havaalanı - Taksim) (карта, расписание), оплата - один билет (1.95 TL с помощью Istanbulkart или 4.00 TL с помощью электронного билета на одну поездку İKİGeç).
Автобусы Havataş:
- до площади Taksim (отправление от остановки напротив отеля Marmara, остановки также в Aksaray и Sahil Yolu): c 04:00 по 01:00, каждые полчаса (расписание), время в пути - 40 минут, стоимость - 10.00 TL,
- до пристани Yenikapı: расписание синхронизировано с расписанием паромов до этой пристани, стоимость - 5.00 TL.
Международный аэропорт имени Сабихи Гёкчен (Sabiha Gökçen Uluslararası Havalimanı)
Автобус-экспресс E-3 (Sabiha Gökçen Havaalanı - Uydukent - 4. Levent) (карта, расписание), оплата - два билета (3.90 TL с помощью Istanbulkart или 7.00 TL с помощью İKİGeç)
Автобус-экспресс E-9 (Sabiha Gökçen Havaalanı - Bostancı) (карта, расписание), оплата - два билета (3.90 TL с помощью Istanbulkart или 7.00 TL с помощью İKİGeç)
Автобусы Havaş (расписание, карты) идут от следующих остановок:
- площадь Taksim (отправление от галереи искусств Büyükşehir, 20 метров от офиса THY): c 05:00 по 00:00, каждые полчаса, время в пути - 1.5 часа, 12.00 TL.
Автобусы Havataş:
- в Kadıköy: c 04:00 по 01:00 (расписание), каждые полчаса, время в пути - 1 час, 8.00 TL
- в Taksim (отправление от галереи искусств Büyükşehir, 20 метров от офиса THY): c 03:30 по 01:00 (расписание), каждые полчаса, время в пути - 1.5 часа, 12.00 TL
Полезные ссылки
I.E.T.T. - оператор автобусов, исторического трамвая (T3 и T5) и фуникулера Tünel (поиск маршрутов и расписаний)
Istanbul Ulasim - оператор метро, трамваев и фуникулера F1 (Kabataş - Taksim).
Эта линия исторического трамвая связывает северную станцию фуникулера Tünel с площадью Taksim, проходя по знаменитой улице Istiklal.
Трамвай T5 Taksim-Tünel, фото: weblog.zoover.com
Фуникулеры
F1 (Kabataş - Taksim)
Современный подземный фуникулер курсирует каждые 5-10 минут с 06:15 до 00:00 от площади Taksim до паромного терминала Kabataş на берегу Босфора.
Tünel
Одна из старейших (вторая после Лондона) подземных линий в мире соединяет северный берег залива Золотой Рог (у Галатского моста) со станцией метро линии M2 и остановкой исторического трамвая T5.
Вагон фуникулера Tünel на станции, фото: virtualtourist.com
Канатные дороги
TLF1 (Eyüp-Pierre Loti)400-метровая канатная дорога в северной части залива Золотой Рог. Каждые 10 минут с 08:00 до 22:00.
TLF2 (Maçka - Taşkışla)
350-метровая канатная дорога в парке Maçka района Бейоглу. Каждые 10 минут с 08:00 до 19:00.
Пригородные поезда
B1 (Sirkeci - Halkalı)
В европейской части, вдоль побережья Мраморного моря. С 03.01.2012 - от станции Sirkeci рядом с паромными терминалами до станции Yedikule, так как участок Yedikule-Halkalı модернизируется в рамках проекта Marmaray. После запуска Marmaray участок Sirkeci-Yenikapı пройдет по новой, подземной ветке не вдоль побережья, а по центру района Фатих.
Каждые 15 минут с 06:00 до 00:00 (расписание).
B2 (Haydarpaşa - Gebze)
В азиатской части, вдоль побережья Мраморного моря. С 29.04.2012 - до станции Pendik, так как участок Pendik-Gebze модернизируется в рамках проекта Marmaray
В европейской части, вдоль побережья Мраморного моря. С 03.01.2012 - от станции Sirkeci рядом с паромными терминалами до станции Yedikule, так как участок Yedikule-Halkalı модернизируется в рамках проекта Marmaray. После запуска Marmaray участок Sirkeci-Yenikapı пройдет по новой, подземной ветке не вдоль побережья, а по центру района Фатих.
Каждые 15 минут с 06:00 до 00:00 (расписание).
Пригородные поезда B1 на станции Sirkeci, фото: urbanrail.net
B2 (Haydarpaşa - Gebze)
В азиатской части, вдоль побережья Мраморного моря. С 29.04.2012 - до станции Pendik, так как участок Pendik-Gebze модернизируется в рамках проекта Marmaray
Каждые 10-20 минут с 05:00 по 00:20 (расписание)
Marmaray
Проект планируется завершить в октябре 2013 года. Ключевая его часть - подводный тоннель под проливом Босфор, впервые соединяющий рельсовым транспортом европейскую и азиатскую части Стамбула. Новая ветка свяжет упомянутые выше две линии - B1 и B2. После завершения проекта планируется, что доля перевозок рельсовым транспортом в Стамбуле возрастет с 3.6% до 27.7%.
Автобусы
Metrobus
Не сильно развитый в Европе вид общественного транспорта - скоростной автобусный транспорт (Bus Rapid Transit, BRT) - существует в Стамбуле. Посередине автомагистрали D100 выделены две полосы для движения автобусов; остановки устроены между полосами, по принципу платформы метро.
Вся длина (50 километров) разделена на несколько перекрывающих друг друга или стыкующихся маршрутов: 34, 34A, 34B, 34C, 34G, 34T, 34Z.
Оплата (с помощью Istanbulkart) - либо при входе на станцию, либо, если станция не оборудована должны образом, при входе в автобус через переднюю дверь.
Средний интервал движения - от 30 секунд до 2 минут, в час пик снижается до 14 секунд.
Время работы: все маршруты метробуса функционируют с тем или иным ночным перерывом, кроме 34G (работающем на всей длине линии BRT), который как раз курсирует только ночью.
Обычные автобусы
Стамбульские автобусы достаточно комфортабельны, но в час пик лучше избегать их - слишком много пассажиров и слишком перегружены дороги, что заставляет автобусы стоять в пробках. Оплата проезда - только с помощью Istanbulkart или Akbil, производится при входе через переднюю дверь. На некоторых маршрутах (например, автобусах-экспрессах, в том числе - в аэропорт) списываются сразу два билета.
Большинство автобусных маршрутов функционируют с 06:00 до 23:30, однако часть из них работает и ночью, хотя и с большим интервалом:
96T Atatürk Havaalanı - Taksim (расписание)
Автобусы
Metrobus
Не сильно развитый в Европе вид общественного транспорта - скоростной автобусный транспорт (Bus Rapid Transit, BRT) - существует в Стамбуле. Посередине автомагистрали D100 выделены две полосы для движения автобусов; остановки устроены между полосами, по принципу платформы метро.
Остановка Topkapı Metrobus, фото: theatlanticcities.com
Вся длина (50 километров) разделена на несколько перекрывающих друг друга или стыкующихся маршрутов: 34, 34A, 34B, 34C, 34G, 34T, 34Z.
Оплата (с помощью Istanbulkart) - либо при входе на станцию, либо, если станция не оборудована должны образом, при входе в автобус через переднюю дверь.
Средний интервал движения - от 30 секунд до 2 минут, в час пик снижается до 14 секунд.
Время работы: все маршруты метробуса функционируют с тем или иным ночным перерывом, кроме 34G (работающем на всей длине линии BRT), который как раз курсирует только ночью.
Обычные автобусы
Стамбульские автобусы достаточно комфортабельны, но в час пик лучше избегать их - слишком много пассажиров и слишком перегружены дороги, что заставляет автобусы стоять в пробках. Оплата проезда - только с помощью Istanbulkart или Akbil, производится при входе через переднюю дверь. На некоторых маршрутах (например, автобусах-экспрессах, в том числе - в аэропорт) списываются сразу два билета.
Городской автобус, фото: flickr.com
Большинство автобусных маршрутов функционируют с 06:00 до 23:30, однако часть из них работает и ночью, хотя и с большим интервалом:
96T Atatürk Havaalanı - Taksim (расписание)
110 Taksim - Kadıköy (расписание)
112 Taksim - Bostancı (расписание)
40 Taksim - Sarıyer (расписание)
112 Taksim - Bostancı (расписание)
40 Taksim - Sarıyer (расписание)
E-10 Kadıköy - Sabiha Gökçen Havaalanı (расписание)
15F Kadıköy - Üsküdar (расписание)
После полуночи действует специальный ночной тариф: с карты Istanbulkart будет снята стоимость двух билетов - 3.90 TL.
Минибусы и маршрутные такси
Минибусы (minibüs) - небольшие частные автобусы голубого цвета, количество пассажиров зависит от жадности водителя - поэтому часто приходится ехать стоя. При входе вы сообщаете водителю, где собираетесь выйти, и оплачиваете соответствующую стоимость проезда наличными. Если оплатить сразу не получилось - ничего страшного: как и в российских (но не калининградских) маршрутках за проезд можно передать через других пассажиров, и таким же образом получить сдачу. Минибусы не имеют номеров, лишь таблички с начальной и конечной точками маршрута.
Долмуши (dolmuş)- желтые микроавтобусы. В отличие от минибусов, долмуши имеют жесткое ограничение по числу пассажиров и отъезжают от начальной остановки (обычно это - крупный транспортный узел) только при заполнении всех мест. Цена за проезд обычно - фиксированная, вне зависимости от остановки, на которой вы выходите. Эта цена выше, чем у обычных автобусов (около 6 TL), но долмуш - комфортнее и быстрее. Курсируют долмуши до 3 часов ночи.
Остановки минибусов и долмушей часто обозначаются синим знаком с черной буквой D на белом фоне.
Водный транспорт
Минибусы и маршрутные такси
Минибусы (minibüs) - небольшие частные автобусы голубого цвета, количество пассажиров зависит от жадности водителя - поэтому часто приходится ехать стоя. При входе вы сообщаете водителю, где собираетесь выйти, и оплачиваете соответствующую стоимость проезда наличными. Если оплатить сразу не получилось - ничего страшного: как и в российских (но не калининградских) маршрутках за проезд можно передать через других пассажиров, и таким же образом получить сдачу. Минибусы не имеют номеров, лишь таблички с начальной и конечной точками маршрута.
Минибус, фото: bus-and-coach-photo.com
Долмуши (dolmuş)- желтые микроавтобусы. В отличие от минибусов, долмуши имеют жесткое ограничение по числу пассажиров и отъезжают от начальной остановки (обычно это - крупный транспортный узел) только при заполнении всех мест. Цена за проезд обычно - фиксированная, вне зависимости от остановки, на которой вы выходите. Эта цена выше, чем у обычных автобусов (около 6 TL), но долмуш - комфортнее и быстрее. Курсируют долмуши до 3 часов ночи.
Долмуши, фото: flickr.com
Водный транспорт
В час пик этот вид транспорта может оказаться быстрее автобусов, особенно - при пересечении Босфора.
Перевозки между городскими терминалами осуществляют две компании: İstanbul Deniz Otobüsleri A.Ş. (IDO, сайт, расписания) и Şehir Hatları (сайт, расписания).
С введением в эксплуатацию подводного туннеля под Босфором проекта Marmaray водные перевозки в Стамбуле, конечно, претерпят большие изменения, поэтому у вас остается не так много времени, чтобы в полной мере познакомиться с этой уникальной стамбульской особенностью.
Маршруты IDO:
Harem-Sirkeci (1.95 TL, 1-я пересадка - 1.40 TL, 2-я пересадка - 1.30 TL, 3-5-я пересадка - 1.20 TL / 3.00 TL по жетону), Bostancı-Kadıköy-Yenikapı-Bakırköy (5.20 TL / 7.50 TL по жетону), Bostancı-Kabataş (5.20 TL / 7.50 TL по жетону), Kabataş-Kınalıada-Burgazada-Heybeliada-Büyükada (Принцевы острова/Adalar, 7.10 TL / 9.50 TL по жетону), Bostancı-Büyükada-Heybeliada-Burgazada-Kınalıada (Принцевы острова/Adalar, 4.25 TL / 5.50 TL по жетону)
Паром IDO, фото: radikal.com.tr
Маршруты Şehir Hatları:
Kadıköy-Eminönü, Karaköy-Haydarpaşa-Kadıköy, Eminönü-Üsküdar, Beşiktaş-Kadıköy, Beşiktaş-Üsküdar, Kadıköy-Kabataş, Üsküdar-Karaköy-Eminönü-Kasımpaşa-Hasköy-Ayvansaray-Sütlüce-Eyüp.
Все вышеперечисленные линии: 1.95 TL (1-я пересадка - 1.40 TL, 2-я пересадка - 1.30 TL, 3-5-я пересадка - 1.20 TL) / 3.00 TL по жетону
На Принцевы острова (Adalar): Kabataş-Kadıköy-Kınalıada-Burgazadaa-Heybeliada-Büyükada, Bostancı-Büyükada-Heybeliada-Burgazada-Kınalıada. Обе линии - 3.50 (пересадка - 2.50 TL) / 5.00 TL по жетону
Тарифная система
См. страницу с актуальными тарифами на сайте городского оператора.
Первейшая рекомендация: прежде всего купите электронную карту Istanbulkart (теперь ее можно купить и в аэропортах Стамбула), это значительно облегчит и удешевит использование общественного транспорта в Стамбуле.
Итак, основным способом оплаты городского транспорта в Стамбуле является Istanbulkart - бесконтактная электронная карта, с помощью которой можно оплатить проезд в метро, трамвае (в том числе и историческом), пригородной электричке, фуникулере, на канатной дороге и пароме. Нельзя заплатить с помощью этой карты только в минибусах и долмушах.
Istanbulkart, фото: yirmidorthaber.com
Предшественником Istanbulkart был Akbil - брелок вроде тех, которые в России используются в качестве ключей от подъезда. В настоящее время Akbil можно применять для оплаты проезда, но приобрести его уже нельзя - во всех пунктах продажи билетов можно купить только Istanbulkart.
Альтернатива Istanbulkart - более дорогой жетон, которым можно заплатить для проезда в метро, трамвае, пригородном поезде, фуникулере или на пароме (то есть, там, где для входа на остановку нужно пройти через турникет). Как уже писалось выше, в минибусах и долмушах оплата производится только наличными.
В обычных городских автобусах можно платить только с помощью Istanbulkart (или Akbil). Если у вас нет электронной карты, вы можете попросить других пассажиров заплатить за вас и отдать им стоимость проезда наличными.
Istanbulkart можно приобрести в многочисленных автоматах и киосках (ищите их по надписям I.E.T.T., Akbil, Istanbulkart) по всему городу. Стоимость карты - 6 TL, это - депозит, и он возвращается при возврате карты (которую можно осуществить в киоске). Пополнить карту любым количеством денежных средств (до 150 TL) можно все в тех же автоматах и киосках
Оплата проезда осуществляется с помощью карты (нужно поднести ее к устройству-валидатору) при входе в транспортное средство через переднюю дверь или при проходе через турникет на станции.
Валидатор Istanbulkart в автобусе, фото: zaman.com.tr
Основной тариф на одну поездку - 1.95 TL (соответствующий жетон стоит 3.00 TL), но помимо цены у Istanbulkart (и Akbil) есть еще одно преимущество: в течение 2 часов с момента первой валидации вы можете осуществлять пересадки по более низкой стоимости:
1-я пересадка: 1.25 TL
2-я пересадка: 1.00 TL
с 3-ей по 5-ю пересадку: 0.75 TL
Пользоваться этой выгодой при пересадке может только один человек, повторная оплата одной и той же картой в одном транспортном средстве приведет к списанию стоимости полного билета - 1.95 TL.
Существуют также электронные билеты на ограниченное количество поездок:
1 поездка (BİRGeç): 4.00 TL
2 поездки (İKİGeç): 7.00 TL
3 поездки (ÜÇGeç): 10.00 TL
5 поездок (BEŞGeç): 15.00 TL
10 поездок (ONGeç): 28.00 TL
На некоторых маршрутах автобусов (в основном - в экспрессах) применяется специальный тариф - два билета, то есть 3.90 TL.
В системе скоростного автобусного транзита Metrobus применяется более гибкая тарифная сетка:
1-3 остановки: 1.60 TL
4-9 остановок: 2.40 TL
10-15 остановок: 2.50 TL
16-21 остановок: 2.60 TL
22-27 остановок: 2.70 TL
28-33 остановок: 2.80 TL
34-39 остановок: 2.90 TL
больше 40 остановок: 2.95 TL
Нельзя получить пересадочный тариф на Metrobus, но он действует на других видах транспорта после использования Metrobus
В период с 00:00 до 06:00 в Metrobus действует тариф 2.95 TL вне зависимости от числа остановок.
Как уже писалось в разделе о водном транспорте, тарифы на перевозку им зависят от маршрута, но на большинстве линий действует стандартный тариф - 1.95 TL по Istanbulkart и 3.00 по жетону.
Трансфер в аэропорт
Международный аэропорт имени Ататюрка (Atatürk Uluslararası Havaalanı)
Карту Istanbulkart можно купить в автомате на станции метро в аэропорту.
До аэропорта проложена линия метро M1 (другая конечная станция - Aksaray в центре европейской части Стамбула).
Еще один способ добраться до центра - автобус-экспресс 96T (Atatürk Havaalanı - Taksim) (карта, расписание), оплата - один билет (1.95 TL с помощью Istanbulkart или 4.00 TL с помощью электронного билета на одну поездку İKİGeç).
Автобусы Havataş:
- до площади Taksim (отправление от остановки напротив отеля Marmara, остановки также в Aksaray и Sahil Yolu): c 04:00 по 01:00, каждые полчаса (расписание), время в пути - 40 минут, стоимость - 10.00 TL,
- до пристани Yenikapı: расписание синхронизировано с расписанием паромов до этой пристани, стоимость - 5.00 TL.
Международный аэропорт имени Сабихи Гёкчен (Sabiha Gökçen Uluslararası Havalimanı)
Автобус-экспресс E-3 (Sabiha Gökçen Havaalanı - Uydukent - 4. Levent) (карта, расписание), оплата - два билета (3.90 TL с помощью Istanbulkart или 7.00 TL с помощью İKİGeç)
Автобус-экспресс E-9 (Sabiha Gökçen Havaalanı - Bostancı) (карта, расписание), оплата - два билета (3.90 TL с помощью Istanbulkart или 7.00 TL с помощью İKİGeç)
Автобус-экспресс E-10 (Sabiha Gökçen Havaalanı - Kurtköy - Kadıköy) (карта, расписание), оплата - два билета (3.90 TL с помощью Istanbulkart или 7.00 TL с помощью İKİGeç)
Автобус-экспресс E-11 (Sabiha Gökçen Havaalanı - Kadıköy) (карта, расписание)
Автобус 16S (Sabiha Gökçen Havaalanı - Uzunçayir) (до остановки Metrobus, карта, расписание)
Автобусы Havaş (расписание, карты) идут от следующих остановок:
- площадь Taksim (отправление от галереи искусств Büyükşehir, 20 метров от офиса THY): c 05:00 по 00:00, каждые полчаса, время в пути - 1.5 часа, 12.00 TL.
- район Kozyatağı (адрес станции отправления - Moğulkoç İş Merkezi No:7/A Sahrayıcedit-Kozyatağı): c 05:00 по 00:00, каждые полчаса, время в пути - 40 минут, 10.00 TL.
Автобус Havaş, фото: flickr.com
Автобусы Havataş:
- в Kadıköy: c 04:00 по 01:00 (расписание), каждые полчаса, время в пути - 1 час, 8.00 TL
- в Taksim (отправление от галереи искусств Büyükşehir, 20 метров от офиса THY): c 03:30 по 01:00 (расписание), каждые полчаса, время в пути - 1.5 часа, 12.00 TL
Полезные ссылки
I.E.T.T. - оператор автобусов, исторического трамвая (T3 и T5) и фуникулера Tünel (поиск маршрутов и расписаний)
Istanbul Ulasim - оператор метро, трамваев и фуникулера F1 (Kabataş - Taksim).
İstanbul Deniz Otobüsleri - оператор водного транспорта
Şehir Hatları - оператор водного транспорта
Спасибо, очень содержательная статья. Стамбул - прекрасный город. Советую всем посетить.
ОтветитьУдалить