Израиль всегда был популярным местом для туризма (и не только :) ) для граждан бывшего СССР), а с появлением недорогих рейсов из Будапешта (Wizzair) и Варшавы (LOT и El Al во время распродажи) калининградцам стоит повнимательнее присмотреться к этой ближневосточной стране с уникальной историей и многообразным настоящим.
В интернете можно найти довольно много описаний работы израильского общественного транспорта с точки зрения местного жителя (сайты некоторых компаний-перевозчиков имеют русскую версию), но почти не встретить на русском языке для туристов.
Исключительно важный момент - практически весь общественный транспорт в Израиле не функционирует по субботам (вернее, с раннего вечера пятницы по ранний вечер субботы - шабат). Работают только городские автобусы в Хайфе и Эйлате (и там, и там - с оговорками), некоторые специальные маршруты в других городах (о них - ниже), а также обычные и маршрутные такси.
Еще одно важное замечание: приводимые в этой статье русские транскрипции ивритских географических названий и имен собственных - не единственно возможные (что касается, кстати, и латинской транскрипции в других источниках).
Например, название станции в Тель-Авиве - ההגנה - по-русски может писаться как Ахагана, ХаХагана или Ха-Хагана, аналогично и латиницей.
Курс 1 израильского шекеля (NIS) по состоянию на январь 2019 года составляет примерно 18 рублей, соответственно 1 евро - около 4.20 шекелей.
Остальные данные также приведены по состоянию на январь 2019 года.
Железная дорога
Государственные железные дороги связывают большинство крупных городов, но их также удобно использовать в агломерации Большого Тель-Авива для внутригородских поездок - рельсовый транспорт быстрее и пунктуальнее автобуса.
Билет на поездку между городами в одну сторону обойдется, скорее всего, несколько дороже автобуса (например, от Тель-Авива до Хайфы - 27.50 шекелей вместо 21 на автобусе), но в случае приобретения однодневного билета цена будет одинаковой (и существенно более низкой, чем два билета в одну сторону, подробности - ниже).
Билет в одну сторону приобретается до конечной станции, вне зависимости от пересадок. При этом, если вы пропустили свою станцию, то по тому же билету вы можете вернуться на нее.
Сеть железных дорог довольно развита, и в 2018 году введен в строй новый участок от Тель-Авива в Иерусалим через аэропорт Бен Гурион и Модиин (правда, пока что - на начало 2019 года - необходима пересадка на станции аэропорта), и поездка по нему занимает всего час.
Билеты можно приобрести в кассе (бумажные билеты или на карту Рав-Кав); чтобы пройти на перрон - необходимо воспользоваться турникетом, проверяющим билет.
Если станция, с которой вы начинаете путешествие, слишком мала и не предоставляет услуг по продаже билетов, то билет вы сможете приобрести у кондуктора в поезде. Это касается, например, станции Библейский Зоопарк в Иерусалиме (поезд - самый удобный способ добраться до зоопарка из Тель-Авива).
Автобус
Основной вид общественного транспорта в Израиле. Большую часть перевозок в стране контролирует Эггед (около 3000 линий) - зеленые с белой эмблемой автобусы этого перевозчика вы увидите повсеместно.
Других перевозчиков трудно назвать национальными, они работают в отдельных регионах страны. Например, в агломерации Тель-Авива сильны позиции Дан (их автобусы - бело-голубые с красной эмблемой в задней части); на юге (Ашдод, Ашкелон) работает Veolia.
На маршрутах перевозчика Афиким, работающего на направлениях, связывающих поселение Ариэль на Западном Берегу с Тель-Авивом, Иерусалимом и другими городами, благодаря специальной субсидии билеты продаются со скидкой 50% (но только при перевозках, проходящих по Западному Берегу).
Междугородние перевозки
Крупнейшим междугородним транспортным узлом каждого израильского города является центральная автостанция ("тахана мерказит", Central Bus Station/CBS). Иногда из-за недостатка места ближе к краю города организуется новая автостанция ("тахана мерказит хадаша") - не перепутайте, какая именно вам нужна.
Покупка билета туда и обратно обойдется, как и в случае с железной дорогой, несколько дешевле двух билетов в одном направлении (на 15%) - это касается автобусов Egged.
Если вы не путешествуете по однодневному билету, то приобрести билет на поездку можно у водителя автобуса за наличные, карточкой можно оплатить билет в кассе автовокзала. Резервирование места возможно только на рейсы в Эйлат или из Эйлата.
Городские перевозки
Нумерация городских маршрутов - своя у каждой компании-перевозчика, поэтому желательно запоминать и компанию вместе с номером. В Тель-Авиве это, в основном, Дан и Эггед. На остановочных табличках номера указаны рядом с эмблемами компаний. Далеко не на всех табличках направления продублированы латиницей, поэтому очень желательно потратить пару день-два и выучить алфавит иврита - иначе вы запросто можете уехать в сторону, противоположную необходимой. Впрочем, всегда можно спросить если не по-русски, то по-английски - в подавляющем большинстве случаев вам смогут уверенно ответить.
Вход в автобус - через переднюю дверь: вы должны приобрести билет (но с 2018 года эта возможность постепенно отменяется), либо произвести валидацию карты Рав-Кав. С 1 марта 2013 года началась реализация проекта (сначала в Тель-Авиве, затем в Хайфе и Иерусалиме), в рамках которого валидаторы для считывания карт Рав-Кав будут установлены и на входе в заднюю дверь автобуса.
Как и в Европе, для остановки автобуса на нужной вам остановке нужно нажать кнопку. Чаще всего название следующей остановки или пишут на табло в салоне (учите алфавит!), или объявляют голосом, но бывают и исключения.
Компании-перевозчики
Эггед
Дан, схема маршрутов в Тель-Авиве
NTT (Назарет)
UNBS (Назарет)
Veolia/Connex (Ашдод, Ашкелон)
Супербус (Рамле, Лод)
Метрополин (Беер-Шева и район Шарон)
Кавим (Петах-Тиква, Афула, Бикат-Оно)
Омни Экспресс (Умм-аль-Фахм)
Натив Экспресс (Нетания, Нагария, Цфат)
Голан (Голанские высоты)
Также существует удобный сайт bus.co.il, предоставляющий возможности поиска расписаний автобусов по всему Израилю.
Маршрутные такси
Маршрутные такси (шерут монит) в Израиле делятся на три вида.
Городские маршрутные такси
Некоторая часть городских маршрутов может обслуживаться микроавтобусами - тариф на проезд тот же, но не принимаются карты Рав-Кав.
Междугородние маршрутные такси
Основное преимущество междугородних маршруток - они работают в шабат. Обычно тариф примерно соответствует тарифу на "большом" автобусе в том же направлении, но в шабат стоимость проезда - несколько дороже. В Тель-Авиве остановка междугородних маршруток находится за зданием Новой автостанции, в Иерусалиме - на улице ХаРав Кук недалеко от пересечения с улицей Яфо (ближе к Старому городу, чем автостанция), в Хайфе (в направлении Нагарии и Акко) - на улице Герцль в районе Хадар.
Маршрутные такси из аэропорта
Нечто среднее между междугородней маршруткой и обычным такси - микроавтобус курсируют между крупными городами Израиля и аэропортом Бен-Гурион, но за дополнительную плату (в дополнение к и так немаленькой по сравнению с автобусом и поездом) могут доставить вас как "до двери", так и забрать "от двери" в аэропорт (в последнем случае - при предварительном бронировании). Подробнее - в разделе "Аэропорт" ниже.
Ночные линии
Сеть ночных маршрутов (Кавей-Лайла) ориентирована на молодежь, поэтому в течение учебного года автобусы работают только в ночь с четверга на пятницу и с субботы на воскресенье (то есть, перед началом и после окончания уикэнда - пятница и суббота в Израиле), а на каникулах - каждую ночь кроме ночи с пятницы на субботу (шабат).
На сайте доступна схема ночных маршрутов на иврите, а также расписания по каждому из маршрутов (на карте слева выберите нужный регион, а затем - маршрут).
Особенности в различных городах
Теперь остановимся подробнее на нюансах системы общественного транспорта в некоторых крупных городах.
Тель-Авив
Помимо автобусов (преимущественно - Дан и Эггед) и пригородного железнодорожного сообщения (ветка проходит вдоль шоссе Аялон через весь город), в Тель-Авиве широко развита система совместного пользования велосипедами Tel-O-Fun. Станции системы вы увидите на каждом шагу в центре города.
Тель-Авив сильно страдает от пробок, поэтому расписание автобусов не выдерживается. Вместо него на значимых остановках можно встретить электронные табло, с указанием времени до прихода следующего автобуса каждого из маршрутов.
С 2011 года ведется строительство легкорельсовой транспортной системы Тель-Авива, по оптимистическим прогнозам первая линия откроется в 2021 году.
Иерусалим
Город фактически разделен на еврейскую и арабскую части (равно как и близлежащие поселения) и имеет две независимых друг от друга автобусных сети. Еврейские кварталы обслуживает в основном компания Эггед, а арабские - объединение автобусных компаний Восточного Иерусалима. Евреи и арабы предпочитают использовать "своих" перевозчиков, несмотря на то, что на некоторых участках маршруты дублируют друг друга, а арабские автобусы - дешевле. Разные цвета арабских автобусов (бело-синий и бело-зеленый) обусловлены направлением: первые обслуживают южную часть сети (включая Вифлеем), вторые - северную (включая Рамаллу). Оплата за проезд - непосредственно водителю, карты Рав-Кав не действуют. Арабские автобусы обслуживаются собственным автовокзалом, расположенным у Дамасских (Шхемских) ворот Старого города.
Полезные маршруты арабских автобусов
218 и 219 Иерусалим-Рамалла
231 Иерусалим-Вифлеем
234 Иерусалим-Вифлеем (Checkpoint 300)
263 Иерусалим-Вифания (Вифавар, Бетания)
274 Иерусалим-Каландия
С 2011 года в Иерусалиме работает трамвай (по общепринятой мировой классификации, скорее, LRT - Light Rail Transit) - одна ветка длиной 14 километров, которая проходит, в том числе, через Центральный автовокзал, пешеходную улицу Яфо и недалеко от Яффских и Дамасских (Шхемских) ворот старого города. Билеты (как бумажные одноразовые, так и транзитные на Рав-Кав) можно приобрести в автоматах, расположенных на остановках трамвая
Хайфа
В городе - два междугородних автобусных терминала: Мерказит ХаМифрац (обслуживает маршруты в северные пригороды Хайфы и в Галилею) и Мерказит ХаКармель (обслуживает южные направления, например - Тель-Авив и Иерусалим)
Городской автобус
Хайфа - один из немногих городов Израиля, где в субботу работает городской транспорт. Автобусная система прекращает работу в 16:00 в пятницу и возобновляет ее в обед субботы в ограниченном объеме (работают далеко не все маршруты).
На заключительной стадии реализации находится проект Метронит (BRT, Bus Rapid Transit) - выделенные линии для движения автобусов с частым интервалом, запуск планируется в 2013 году. Оплата здесь будет производиться с помощью карт Рав-Кав с валидацией на остановке, либо покупкой бумажного билета также на остановке.
Кармелит - подземный фуникулер
Имеющая определенное сходство с метро, эта система располагает всего шестью станциями, и является наиболее быстрым способом транспорта между нижней и верхней частями города. В отличие от хайфских городских автобусов, Кармелит не работает в шабат (с вечера пятницы по вечер субботы).
Для оплаты проезда необходимо приобрести билет в автомате на любой из станций, цена - такая же, как и в автобусе - 6.60 NIS.
Трансфер из аэропорта и в аэропорт
Под "аэропортом" подразумевается международный аэропорт имени Бен-Гуриона недалеко от Тель-Авива, который обслуживает подавляющее большинство международных рейсов (оставшиеся принимает Эйлат).
Поезд
Наиболее удобный способ трансфера между аэропортом Бен-Гуриона и Тель-Авивом - поезд до станции Тель-Авив Мерказ (Центральная); в дневное время поезда идут до Акко и Нагарии на севере страны (также через Центральную станцию Тель-Авива и станцию Тель-Авив Ахагана, где вы можете пересесть на поезд в любую сторону).
Интервал движения в дневное время - примерно полчаса, в ночью - час.
Например, билет из аэропорта до станции Ахагана в Тель-Авиве стоит 13.50 шекелей, до Хайфы - 35.5 шекелей.
C 2018 года открылась также электрифицированная ветка до новой станции Иерусалим Ицхак Навон (прямо напротив автобусного вокзала, 17 шекелей).
Автобус
С вводом в строй железнодорожной ветки аэропорт-Иерусалим автобус перестал быть актуальным средством транспорта для поездок из аэропорта или в аэропорт
Маршрутные такси
Маршрутные такси в аэропорт и из аэропорта, как уже писалось выше, являются симбиозом между обычным такси и маршрутками - они достаточно дороги, но могут за дополнительную плату доставить до нужного адреса в городе или, наоборот, забрать от дома по пути в аэропорт при предварительной договоренности.
Для бронирования маршрутного такси свяжитесь с компанией-перевозчиком, занимающейся трансфером между аэропортом и нужным вам городом.
Иерусалим: Нешер Турс, работает и в субботу
тел.: 02 625-7227
Стоимость перевозки 1 человека: 40 NIS (до заданного адреса - примерно 65 NIS).
Хайфа: Амаль Шерут
тел.: 04 866-2324
Стоимость перевозки 1 человека: 74 NIS (до заданного адреса - 115 NIS)
Такси
Действует утвержденная правительством тарифная система для перевозок обычным такси из аэропорта в города Израиля. Применяются два тарифа, повышенный действует с 21:00 до 05:30, а также в шабат и праздники.
Например, до Тель-Авива тариф составляет 138 (157) шекелей, до Иерусалима - 262 (312) шекелей, до Хайфы - 521 (637) шекелей. Поэтому до начала поездки уточните вопрос цены с водителем, опираясь на описанные цифры (актуальные для февраля 2013 года).
Наиболее популярное приложение для вызова такси в Израиле - Gett, а Uber не действует.
Тарифная система
С 2018 года в Израиле начата масштабная реформа, призванная перевести оплату всех поездок в городском транспорте на использование электронных карт Рав-Кав и убрать возможность оплаты за билет водителю. Сначала это произошло в Иерусалиме, а с конца 2018 года реформа идет и в Тель-Авиве.
Рав-Кав
Рав-Кав - электронная карта, которую можно "зарядить" одноразовыми проездными билетами или проездным на нужный период времени. Карты бывают двух видов - персонализированная и анонимная.
Персонализированный Рав-Кав, в отличие от анонимного, восстанавливается в случае утери.
Анонимный Рав-Кав можно приобрести прямо за 5 шекелей, а для оформления персонализированного нужно обратиться с заявлением и фото в любой пункт Рав-Кав (обычно - на автовокзале).
Зарядить Рав-Кав нужным билетом или билетами можно на станциях железной дороги, на остановках трамвая в Иерусалиме, в "коммерческих" банкоматах (не принадлежащие банкам банкоматы, обычно стоящие у магазинов), а также во многих торговых точках у продавцов (спросите их об этом).
Карта интегрирована практически со всеми средствами городского транспорта, кроме маршрутных такси (и, естественно, такси).
Оплата с помощью карт Рав-Кав осуществляется путем прикладывания карты к терминалу-валидатору (например, при входе в автобус): если средства на счету карты или ранее активированный билет позволяют вам осуществить поездку - загорится зеленый огонек, если нет - красный.
Одноразовые билеты
В Гуш-Дане ("Большом Тель-Авиве"), Иерусалиме (включая трамвай) и Хайфе на Рав-Кав можно приобрести транзитный билет (без карты - без возможности пересадки) стоимостью 5.90 NIS, который дает возможность осуществлять пересадки в течение 90 минут с момента первой валидации. Разумеется, транзитный билет действует только в пределах соответствующего города (или агломерации в случае Гуш-Дана).
Стоимость одноразового билета в Эйлате - 4.20 NIS.
Картисия
Картисия - 10 билетов, которые можно приобрести только на Рав-Кав (и персональный, и анонимный), со скидкой в 20%. Например, 10 билетов, каждый из которых стоит 6.60, будут стоить 52.80 шекелей.
Хофши-йоми
После реформы 2016 года однодневные билеты ("хофши-йоми" на иврите) стали очень удобным тарифом, особенно для туристов. Билет действует весь день - с начала периода работы транспорта по его окончание, но самое полезное то, что кроме обычных городских билетов есть и билеты для двух зон (и даже для всей страны), и действуют они практически на ВСЕХ видах общественного транспорта - автобусах (как городских, так и междугородних), трамваях и даже поездах. То есть, заплатив, например, тридцать два с половиной шекеля, в течение одного дня вы сможете доехать на автобусе до вокзала в Тель-Авиве, затем на поезде - до вокзала в Иерусалиме, оттуда - на трамвае до Старого города. И обратно!!!
Итак, подробнее о наиболее полезных вариантах дневных билетов:
- регион Гуш-Дан ("Большой Тель-Авив", код 141), 13.50 NIS
- Иерусалим (код 671), 13.50 NIS
- Гуш-Дан + Иерусалим (код 924), 32.50 NIS
- Гуш-Дан + Хайфа (код 919), 40.00 NIS
- Гуш-Дан + Хадера (включая Кейсарию, код 150), 37.50 NIS
- весь Израиль (код 950), 60.00 NIS
Хофши-швуи
Хофши-швуи - проездной на неделю. Доступен не во всех зонах. Недельный проездной билет в Гуш-Дане или Иерусалиме стоит 64 шекеля.
Хофши-ходши
Хофши-ходши - проездной на месяц. Например, месячный проездной билет в "Большом Тель-Авиве" стоит 213 шекелей.
Проезд детей
Один ребенок в возрасте до 5 лет имеет право на бесплатный проезд в сопровождении одного взрослого. Таким образом, двое детей до 5 лет могут бесплатно проехать только в сопровождении двух взрослых.
На автобусах Эггед в направлении Эйлата дети до 5 лет могут ехать бесплатно только на коленях у родителей.
Скидку в 50% могут получить только израильские дети от 5 до 18 лет.
В интернете можно найти довольно много описаний работы израильского общественного транспорта с точки зрения местного жителя (сайты некоторых компаний-перевозчиков имеют русскую версию), но почти не встретить на русском языке для туристов.
Исключительно важный момент - практически весь общественный транспорт в Израиле не функционирует по субботам (вернее, с раннего вечера пятницы по ранний вечер субботы - шабат). Работают только городские автобусы в Хайфе и Эйлате (и там, и там - с оговорками), некоторые специальные маршруты в других городах (о них - ниже), а также обычные и маршрутные такси.
Фото: guardian.co.uk
Еще одно важное замечание: приводимые в этой статье русские транскрипции ивритских географических названий и имен собственных - не единственно возможные (что касается, кстати, и латинской транскрипции в других источниках).
Например, название станции в Тель-Авиве - ההגנה - по-русски может писаться как Ахагана, ХаХагана или Ха-Хагана, аналогично и латиницей.
Курс 1 израильского шекеля (NIS) по состоянию на январь 2019 года составляет примерно 18 рублей, соответственно 1 евро - около 4.20 шекелей.
Остальные данные также приведены по состоянию на январь 2019 года.
Железная дорога
Государственные железные дороги связывают большинство крупных городов, но их также удобно использовать в агломерации Большого Тель-Авива для внутригородских поездок - рельсовый транспорт быстрее и пунктуальнее автобуса.
Билет на поездку между городами в одну сторону обойдется, скорее всего, несколько дороже автобуса (например, от Тель-Авива до Хайфы - 27.50 шекелей вместо 21 на автобусе), но в случае приобретения однодневного билета цена будет одинаковой (и существенно более низкой, чем два билета в одну сторону, подробности - ниже).
Билет в одну сторону приобретается до конечной станции, вне зависимости от пересадок. При этом, если вы пропустили свою станцию, то по тому же билету вы можете вернуться на нее.
Сеть железных дорог довольно развита, и в 2018 году введен в строй новый участок от Тель-Авива в Иерусалим через аэропорт Бен Гурион и Модиин (правда, пока что - на начало 2019 года - необходима пересадка на станции аэропорта), и поездка по нему занимает всего час.
поезд Intercity, фото: orenstransitpage.com
Билеты можно приобрести в кассе (бумажные билеты или на карту Рав-Кав); чтобы пройти на перрон - необходимо воспользоваться турникетом, проверяющим билет.
Если станция, с которой вы начинаете путешествие, слишком мала и не предоставляет услуг по продаже билетов, то билет вы сможете приобрести у кондуктора в поезде. Это касается, например, станции Библейский Зоопарк в Иерусалиме (поезд - самый удобный способ добраться до зоопарка из Тель-Авива).
схема пассажирского железнодорожного сообщения, wikipedia.org
Автобус
Основной вид общественного транспорта в Израиле. Большую часть перевозок в стране контролирует Эггед (около 3000 линий) - зеленые с белой эмблемой автобусы этого перевозчика вы увидите повсеместно.
Других перевозчиков трудно назвать национальными, они работают в отдельных регионах страны. Например, в агломерации Тель-Авива сильны позиции Дан (их автобусы - бело-голубые с красной эмблемой в задней части); на юге (Ашдод, Ашкелон) работает Veolia.
На маршрутах перевозчика Афиким, работающего на направлениях, связывающих поселение Ариэль на Западном Берегу с Тель-Авивом, Иерусалимом и другими городами, благодаря специальной субсидии билеты продаются со скидкой 50% (но только при перевозках, проходящих по Западному Берегу).
автобус Egged, фото: robinchapmannews.blogspot.ru
Междугородние перевозки
Крупнейшим междугородним транспортным узлом каждого израильского города является центральная автостанция ("тахана мерказит", Central Bus Station/CBS). Иногда из-за недостатка места ближе к краю города организуется новая автостанция ("тахана мерказит хадаша") - не перепутайте, какая именно вам нужна.
Покупка билета туда и обратно обойдется, как и в случае с железной дорогой, несколько дешевле двух билетов в одном направлении (на 15%) - это касается автобусов Egged.
Если вы не путешествуете по однодневному билету, то приобрести билет на поездку можно у водителя автобуса за наличные, карточкой можно оплатить билет в кассе автовокзала. Резервирование места возможно только на рейсы в Эйлат или из Эйлата.
Городские перевозки
Нумерация городских маршрутов - своя у каждой компании-перевозчика, поэтому желательно запоминать и компанию вместе с номером. В Тель-Авиве это, в основном, Дан и Эггед. На остановочных табличках номера указаны рядом с эмблемами компаний. Далеко не на всех табличках направления продублированы латиницей, поэтому очень желательно потратить пару день-два и выучить алфавит иврита - иначе вы запросто можете уехать в сторону, противоположную необходимой. Впрочем, всегда можно спросить если не по-русски, то по-английски - в подавляющем большинстве случаев вам смогут уверенно ответить.
Городской автобус Dan, фото: maalit72.weebly.com
Вход в автобус - через переднюю дверь: вы должны приобрести билет (но с 2018 года эта возможность постепенно отменяется), либо произвести валидацию карты Рав-Кав. С 1 марта 2013 года началась реализация проекта (сначала в Тель-Авиве, затем в Хайфе и Иерусалиме), в рамках которого валидаторы для считывания карт Рав-Кав будут установлены и на входе в заднюю дверь автобуса.
Как и в Европе, для остановки автобуса на нужной вам остановке нужно нажать кнопку. Чаще всего название следующей остановки или пишут на табло в салоне (учите алфавит!), или объявляют голосом, но бывают и исключения.
Компании-перевозчики
Эггед
Дан, схема маршрутов в Тель-Авиве
NTT (Назарет)
UNBS (Назарет)
Veolia/Connex (Ашдод, Ашкелон)
Супербус (Рамле, Лод)
Метрополин (Беер-Шева и район Шарон)
Кавим (Петах-Тиква, Афула, Бикат-Оно)
Омни Экспресс (Умм-аль-Фахм)
Натив Экспресс (Нетания, Нагария, Цфат)
Голан (Голанские высоты)
Также существует удобный сайт bus.co.il, предоставляющий возможности поиска расписаний автобусов по всему Израилю.
Маршрутные такси
Маршрутные такси (шерут монит) в Израиле делятся на три вида.
Городские маршрутные такси
Некоторая часть городских маршрутов может обслуживаться микроавтобусами - тариф на проезд тот же, но не принимаются карты Рав-Кав.
Междугородние маршрутные такси
Основное преимущество междугородних маршруток - они работают в шабат. Обычно тариф примерно соответствует тарифу на "большом" автобусе в том же направлении, но в шабат стоимость проезда - несколько дороже. В Тель-Авиве остановка междугородних маршруток находится за зданием Новой автостанции, в Иерусалиме - на улице ХаРав Кук недалеко от пересечения с улицей Яфо (ближе к Старому городу, чем автостанция), в Хайфе (в направлении Нагарии и Акко) - на улице Герцль в районе Хадар.
маршрутное такси Иерусалим - Тель-Авив, фото: metaltraveller.com
Маршрутные такси из аэропорта
Нечто среднее между междугородней маршруткой и обычным такси - микроавтобус курсируют между крупными городами Израиля и аэропортом Бен-Гурион, но за дополнительную плату (в дополнение к и так немаленькой по сравнению с автобусом и поездом) могут доставить вас как "до двери", так и забрать "от двери" в аэропорт (в последнем случае - при предварительном бронировании). Подробнее - в разделе "Аэропорт" ниже.
Ночные линии
Сеть ночных маршрутов (Кавей-Лайла) ориентирована на молодежь, поэтому в течение учебного года автобусы работают только в ночь с четверга на пятницу и с субботы на воскресенье (то есть, перед началом и после окончания уикэнда - пятница и суббота в Израиле), а на каникулах - каждую ночь кроме ночи с пятницы на субботу (шабат).
На сайте доступна схема ночных маршрутов на иврите, а также расписания по каждому из маршрутов (на карте слева выберите нужный регион, а затем - маршрут).
Особенности в различных городах
Теперь остановимся подробнее на нюансах системы общественного транспорта в некоторых крупных городах.
Тель-Авив
Помимо автобусов (преимущественно - Дан и Эггед) и пригородного железнодорожного сообщения (ветка проходит вдоль шоссе Аялон через весь город), в Тель-Авиве широко развита система совместного пользования велосипедами Tel-O-Fun. Станции системы вы увидите на каждом шагу в центре города.
Станция Tel-O-Fun в Тель-Авиве, фото: greenprophet.com
Тель-Авив сильно страдает от пробок, поэтому расписание автобусов не выдерживается. Вместо него на значимых остановках можно встретить электронные табло, с указанием времени до прихода следующего автобуса каждого из маршрутов.
С 2011 года ведется строительство легкорельсовой транспортной системы Тель-Авива, по оптимистическим прогнозам первая линия откроется в 2021 году.
Иерусалим
Город фактически разделен на еврейскую и арабскую части (равно как и близлежащие поселения) и имеет две независимых друг от друга автобусных сети. Еврейские кварталы обслуживает в основном компания Эггед, а арабские - объединение автобусных компаний Восточного Иерусалима. Евреи и арабы предпочитают использовать "своих" перевозчиков, несмотря на то, что на некоторых участках маршруты дублируют друг друга, а арабские автобусы - дешевле. Разные цвета арабских автобусов (бело-синий и бело-зеленый) обусловлены направлением: первые обслуживают южную часть сети (включая Вифлеем), вторые - северную (включая Рамаллу). Оплата за проезд - непосредственно водителю, карты Рав-Кав не действуют. Арабские автобусы обслуживаются собственным автовокзалом, расположенным у Дамасских (Шхемских) ворот Старого города.
Арабские автобусы и маршрутки трудно спутать с автобусами Эггед
Полезные маршруты арабских автобусов
218 и 219 Иерусалим-Рамалла
231 Иерусалим-Вифлеем
234 Иерусалим-Вифлеем (Checkpoint 300)
263 Иерусалим-Вифания (Вифавар, Бетания)
274 Иерусалим-Каландия
С 2011 года в Иерусалиме работает трамвай (по общепринятой мировой классификации, скорее, LRT - Light Rail Transit) - одна ветка длиной 14 километров, которая проходит, в том числе, через Центральный автовокзал, пешеходную улицу Яфо и недалеко от Яффских и Дамасских (Шхемских) ворот старого города. Билеты (как бумажные одноразовые, так и транзитные на Рав-Кав) можно приобрести в автоматах, расположенных на остановках трамвая
Трамвай в Иерусалиме, фото: urbanrail.net
Хайфа
В городе - два междугородних автобусных терминала: Мерказит ХаМифрац (обслуживает маршруты в северные пригороды Хайфы и в Галилею) и Мерказит ХаКармель (обслуживает южные направления, например - Тель-Авив и Иерусалим)
Городской автобус
Хайфа - один из немногих городов Израиля, где в субботу работает городской транспорт. Автобусная система прекращает работу в 16:00 в пятницу и возобновляет ее в обед субботы в ограниченном объеме (работают далеко не все маршруты).
На заключительной стадии реализации находится проект Метронит (BRT, Bus Rapid Transit) - выделенные линии для движения автобусов с частым интервалом, запуск планируется в 2013 году. Оплата здесь будет производиться с помощью карт Рав-Кав с валидацией на остановке, либо покупкой бумажного билета также на остановке.
Кармелит - подземный фуникулер
Имеющая определенное сходство с метро, эта система располагает всего шестью станциями, и является наиболее быстрым способом транспорта между нижней и верхней частями города. В отличие от хайфских городских автобусов, Кармелит не работает в шабат (с вечера пятницы по вечер субботы).
Кармелит, фото: pixgrove.blogspot.ru
Для оплаты проезда необходимо приобрести билет в автомате на любой из станций, цена - такая же, как и в автобусе - 6.60 NIS.
Трансфер из аэропорта и в аэропорт
Под "аэропортом" подразумевается международный аэропорт имени Бен-Гуриона недалеко от Тель-Авива, который обслуживает подавляющее большинство международных рейсов (оставшиеся принимает Эйлат).
Поезд
Наиболее удобный способ трансфера между аэропортом Бен-Гуриона и Тель-Авивом - поезд до станции Тель-Авив Мерказ (Центральная); в дневное время поезда идут до Акко и Нагарии на севере страны (также через Центральную станцию Тель-Авива и станцию Тель-Авив Ахагана, где вы можете пересесть на поезд в любую сторону).
Интервал движения в дневное время - примерно полчаса, в ночью - час.
Например, билет из аэропорта до станции Ахагана в Тель-Авиве стоит 13.50 шекелей, до Хайфы - 35.5 шекелей.
C 2018 года открылась также электрифицированная ветка до новой станции Иерусалим Ицхак Навон (прямо напротив автобусного вокзала, 17 шекелей).
Автобус
С вводом в строй железнодорожной ветки аэропорт-Иерусалим автобус перестал быть актуальным средством транспорта для поездок из аэропорта или в аэропорт
Маршрутные такси
Маршрутные такси в аэропорт и из аэропорта, как уже писалось выше, являются симбиозом между обычным такси и маршрутками - они достаточно дороги, но могут за дополнительную плату доставить до нужного адреса в городе или, наоборот, забрать от дома по пути в аэропорт при предварительной договоренности.
Для бронирования маршрутного такси свяжитесь с компанией-перевозчиком, занимающейся трансфером между аэропортом и нужным вам городом.
Иерусалим: Нешер Турс, работает и в субботу
тел.: 02 625-7227
Стоимость перевозки 1 человека: 40 NIS (до заданного адреса - примерно 65 NIS).
Маршрутка Нешер Турс, фото: blogs.cie.utoronto.ca
Хайфа: Амаль Шерут
тел.: 04 866-2324
Стоимость перевозки 1 человека: 74 NIS (до заданного адреса - 115 NIS)
Такси
Действует утвержденная правительством тарифная система для перевозок обычным такси из аэропорта в города Израиля. Применяются два тарифа, повышенный действует с 21:00 до 05:30, а также в шабат и праздники.
Например, до Тель-Авива тариф составляет 138 (157) шекелей, до Иерусалима - 262 (312) шекелей, до Хайфы - 521 (637) шекелей. Поэтому до начала поездки уточните вопрос цены с водителем, опираясь на описанные цифры (актуальные для февраля 2013 года).
Наиболее популярное приложение для вызова такси в Израиле - Gett, а Uber не действует.
Тарифная система
С 2018 года в Израиле начата масштабная реформа, призванная перевести оплату всех поездок в городском транспорте на использование электронных карт Рав-Кав и убрать возможность оплаты за билет водителю. Сначала это произошло в Иерусалиме, а с конца 2018 года реформа идет и в Тель-Авиве.
Рав-Кав
Рав-Кав - электронная карта, которую можно "зарядить" одноразовыми проездными билетами или проездным на нужный период времени. Карты бывают двух видов - персонализированная и анонимная.
Персонализированный Рав-Кав, в отличие от анонимного, восстанавливается в случае утери.
Анонимный Рав-Кав можно приобрести прямо за 5 шекелей, а для оформления персонализированного нужно обратиться с заявлением и фото в любой пункт Рав-Кав (обычно - на автовокзале).
Зарядить Рав-Кав нужным билетом или билетами можно на станциях железной дороги, на остановках трамвая в Иерусалиме, в "коммерческих" банкоматах (не принадлежащие банкам банкоматы, обычно стоящие у магазинов), а также во многих торговых точках у продавцов (спросите их об этом).
карта Рав-Кав, фото: wikipedia.org
Карта интегрирована практически со всеми средствами городского транспорта, кроме маршрутных такси (и, естественно, такси).
Оплата с помощью карт Рав-Кав осуществляется путем прикладывания карты к терминалу-валидатору (например, при входе в автобус): если средства на счету карты или ранее активированный билет позволяют вам осуществить поездку - загорится зеленый огонек, если нет - красный.
Одноразовые билеты
В Гуш-Дане ("Большом Тель-Авиве"), Иерусалиме (включая трамвай) и Хайфе на Рав-Кав можно приобрести транзитный билет (без карты - без возможности пересадки) стоимостью 5.90 NIS, который дает возможность осуществлять пересадки в течение 90 минут с момента первой валидации. Разумеется, транзитный билет действует только в пределах соответствующего города (или агломерации в случае Гуш-Дана).
Стоимость одноразового билета в Эйлате - 4.20 NIS.
Картисия
Картисия - 10 билетов, которые можно приобрести только на Рав-Кав (и персональный, и анонимный), со скидкой в 20%. Например, 10 билетов, каждый из которых стоит 6.60, будут стоить 52.80 шекелей.
Хофши-йоми
После реформы 2016 года однодневные билеты ("хофши-йоми" на иврите) стали очень удобным тарифом, особенно для туристов. Билет действует весь день - с начала периода работы транспорта по его окончание, но самое полезное то, что кроме обычных городских билетов есть и билеты для двух зон (и даже для всей страны), и действуют они практически на ВСЕХ видах общественного транспорта - автобусах (как городских, так и междугородних), трамваях и даже поездах. То есть, заплатив, например, тридцать два с половиной шекеля, в течение одного дня вы сможете доехать на автобусе до вокзала в Тель-Авиве, затем на поезде - до вокзала в Иерусалиме, оттуда - на трамвае до Старого города. И обратно!!!
Итак, подробнее о наиболее полезных вариантах дневных билетов:
- регион Гуш-Дан ("Большой Тель-Авив", код 141), 13.50 NIS
- Иерусалим (код 671), 13.50 NIS
- Гуш-Дан + Иерусалим (код 924), 32.50 NIS
- Гуш-Дан + Хайфа (код 919), 40.00 NIS
- Гуш-Дан + Хадера (включая Кейсарию, код 150), 37.50 NIS
- весь Израиль (код 950), 60.00 NIS
Карта региона Гуш-Дан (первые три области из четырех составляют "зону 1")
Хофши-швуи
Хофши-швуи - проездной на неделю. Доступен не во всех зонах. Недельный проездной билет в Гуш-Дане или Иерусалиме стоит 64 шекеля.
Хофши-ходши
Хофши-ходши - проездной на месяц. Например, месячный проездной билет в "Большом Тель-Авиве" стоит 213 шекелей.
Проезд детей
Один ребенок в возрасте до 5 лет имеет право на бесплатный проезд в сопровождении одного взрослого. Таким образом, двое детей до 5 лет могут бесплатно проехать только в сопровождении двух взрослых.
На автобусах Эггед в направлении Эйлата дети до 5 лет могут ехать бесплатно только на коленях у родителей.
Скидку в 50% могут получить только израильские дети от 5 до 18 лет.
Комментариев нет:
Отправить комментарий